|
В настоящее время астрология своими прогнозами, рекомендациями, обзорами,
а часто наставлениями и инструкциями активно проникает в сферу нашего
бытия. Древние эзотерические, т.е. доступные не для всех, знания в современной
их форме становятся реальной силой проявляющейся в широких масштабах
и реализующейся уже в течение продолжительного времени. Средства массовой
информации (радио, ТВ, пресса) прочно сдали свои позиции на откуп прогностическому
чудотворчеству, которое сознательно или бессознательно овладевает мыслями
и чувствами людей Интерес к астрологии, ее популярность в большой мере связаны с эпохой
перемен в которой мы живем, с характерными для нее нестабильностью и
неопределенностью. Кроме того, внимание к астрологии определяется психологическими
особенностями человека (в частности, естественным интересом к чему-либо
новому), его индивидуальной психофизической ситуацией, связанной иногда
с кризисным состоянием дел, здоровья и т.д. Проблемы в различных сферах
жизни, в эпоху Водолея, эпоху перемен распространены также широко, как
и астрологическая практика различных астрологических бюро, контор и
т.д. Все это естественно. Спрос рождает предложение. А аттестация астрологов,
определение степени их профпригодности, если и проводится - то, весьма
условно. Да и профессии такой нет в нашем отечестве. Об астрологической грамотности говорить не приходится. И, если уж "Известия"
открывают созвездия, стремясь быть впереди астрологов и астрономов всех,
то вероятно пришло время осмыслить ситуацию связанную с астрологией
и астрологами. А это потребует некоторых усилий, ибо не все так просто,
как кажется и может быть хотелось. Однако, вернемся в настоящее. Реалиями нашей жизни является обилие
астрологических прогнозов, порой шокирующих своей нелепостью и которые,
проявляя трогательную заботу о доверчивых и неподготовленных читателях
публикуют многие газеты и журналы, создавая, тем самым, астрологический
прессинг на психосферу человека. В определенных социальных группах создается
в различной степени выраженное и астрологически обусловленное некоторое
стрессовое состояние. Астрологию в таком случае следует признать реально
существующим социально-психологическим фактором. На самом деле, астрология в ее современном виде теряет силу взаимодействия
с внутренним, тонким планом человека. И по мере утраты эзотеричности,
проявляет повышенную активность на внешних планах. То есть, развитие
астрологии происходит в сферах менее глубоких, но более широких познаний.
ПОПУЛИЗМ - это наиболее, пожалуй, характерная черта современной российской
астрологии, некоторые, наиболее важные, на наш взгляд, аспекты которой
мы и рассмотрим. 1. Массовые прогнозы составляются по весьма важному в астрологическом
символизме, но общему для многих критерию: положению Солнца в знаке
Зодиака на момент рождения. Прогнозы, основанные на этом критерии, следовательно,
могут иметь лишь самый общий характер, т.е. высказываться в виде общей
тенденции развития явления (характерного для многих людей, родившихся,
например, под знаком Девы). Однако, часто на общем основании строятся
(и подаются достаточно категорично, а иногда в форме фатальной неизбежности)
вполне конкретные (т.е. индивидуальные) рекомендации, которые конечно
же признать корректными вряд ли возможно. Для всех - значит не для кого. 2. Овен, Телец, Близнецы и т.д. - это только лишь астрологические,
символические категории, означающие не людей конкретно, а психологические
состояния. Выделяемые же в астропсихологии 12 основных состояний (соответствующих
знакам Зодиака) свойственны каждому человеку. Поэтому называть себя
именем того или иного знака - значит ограничивать свою психологическую
реализацию рамками соответствующего состояния. Но природа с этим считается
отнюдь не всегда и в человеке проявляются все 12 состояний в определенное
время и в тех или иных обстоятельствах. Поэтому, часто, в других знаках
мы узнаем себя. Каждый человек - это весь Зодиак, он подобен Космосу,
как целое целому. 3. Астрологические знания, об этом уже немного было сказано выше, -
относятся к эзотерическим, тайным. И это не зря, поскольку позволяют
одним, обладающимми знаниями (посвященным) влиять на других. При этом
( и в силу весьма сомнительной посвященности т.е. профессионализма некоторых
астрологов) возможны самые неожиданные последствия. Вообще, широкое
распространение астрологических знаний (в том числе массовых астрологических
прогнозов, рекомендаций и т.д.) противоречит самой эзотерической сущности
астрологии т.е. это либо еще не астрология либо уже не астрология. 4. Широким распространением астрологических прогнозов г.о. через средства
массовой информации, задается тип личностной реализации в различных
сферах жизни и деятельности человека. Происходит определенное астрологическое
зомбирование. Астрологическим внушением передаются те, или иные психологические
состояния. И это явление также имеет тенденцию к массовому распространению
т.е. становится социальным. Рассмотрим его подробнее. При проявляющемся интересе к различного рода астрологическим прогнозам,
фактор внушения приобретает особую силу. Астрологическое внушение -
это в сущности, своеобразный способ влияния одних лиц на других. Это
внушение может происходить как сознательно, так и бессознательно, со
стороны астролога и может осуществляться незаметно для человека (внешне,
даже критично оценивающего астрологическую информацию) воспринимающего
внушение. Иногда восприятие информации происходит вполне осознанно.
Сознание или, так называемое "Я" (или Эго) в психосфере человека,
посредством воли и внимания оказывает существенное влияние на восприятие
человеком внешних впечатлений. Оно регулирует динамику представлений
и определяет выполнение действий. Все, что входит в сферу психической
деятельности, при участии личного сознания, воспринимается человеком,
путем обдумывания и осмысленной переработки, становясь (или нет) достоянием
"Я". Такой способ проникновения астрологической информации
в психосферу человека связан с аспектом логического убеждения. И конечным
результатом его является формирование в сознании убеждения в истине,
неизбежности чего-либо. Но кроме того, в психосферу личности проникают
различные впечатления и влияния помимо индивидуального сознания и, следовательно,
минуя собственное "Я". Они проникают в психосферу человека
уже не с парадного входа, а с "черного", ведущего непосредственно
во внутренние покои его души. Это собственно и есть внушения. Астрология проникает в людские души обоими способами. И вторым особенно
активно, благодаря средствам массовой информации и часто нашей незащищенности
перед ними. Бессознательное доверие к печатному слову способствует этому
Возможности же для передачи психических состояний, способов реализации
личности с помощью внушения более многочисленны и разнообразны, чем
пути для передачи мыслей убеждением, их логической аргументацией. Поэтому
внушение, при передаче астрологической информации представляет собой
гораздо более распространенный способ и нередко более могущественный
фактор, чем убеждение. Этим, главным образом, и определяется сила воздействия
на психосферу массовых астрологических прогнозов. Особую важность это
явление приобретает в связи с тем, что существуют люди, верящие в магическую
силу астрологических предсказаний, фатальную неизбежность их реализации,
и которые не способны проявить какое-либо психологическое противодействие
их влиянию. Поэтому астрологические внушения, в частности, в виде прогнозов,
входят в их психическую сферу, помимо их "Я", их личного сознания,
глубоко проникают в психическую сферу без всякого участия воли, и действуют
на субъекта неотразимо. Происходит астрологическое зомбирование. Оно
проявляется либо в пассивной вере в фатальную неизбежность событий,
либо в активном навязывании другим бессознательно воспринятой чужой
и считаемой теперь своей информации. Следует отметить, что т.к. большинство
людей, как правило, не могут удержать себя от невольного сопротивления
посторонним астропсихическим воздействиям, то способ убеждения не столь
эффективен как внушение, т.е. когда информация передается естественным
образом (ТВ, радио, газеты и журналы для многих естественны и привычны).
Это внушение происходит незаметно для человека, на которого оно действует,
а потому, обыкновенно, и не вызывает с его стороны никакого сопротивления.
Обычно, оно действует редко сразу, чаще же медленно, но зато верно укрепляется
в психической сфере. Одни, как более впечатлительные, более пассивные и, следовательно,
более доверчивые натуры (будь-то Овны или Раки), легче поддаются непроизвольному
астропсихологическому внушению, другие же менее. Но разница между отдельными
людьми существует лишь количественная, а не качественная. Иначе говоря,
она заключается лишь в степени восприимчивости к ненамеренному или невольному
внушению, со стороны адептов астрологии, но не более. Таким образом,
астрологические внушения, самовнушения и взаимовнушения есть явления
более или менее всеобщие т.е. имеют социальное распространение. Кроме того, не подлежит сомнению, что объединенные известной мыслью
(высказанной, например в виде прогнозов для Тельцов, Водолеев и т.д.)
группы людей, уже не являются только суммой составляющих их элементов,
так как в этом случае происходит некое астрологическое объединение поддерживаемое
и укрепляемое, главным образом, благодаря самовнушению и взаимовнушению.
Итак, астрологическая заданность проникает в социальный эргрегор, влияя
на массовое сознание и формируя общественный менталитет. В массовых
астрологических прогнозах, как правило, задается тот или иной способ
реализации для определенных социальных групп, объединенных положением
Солнца в знаке Зодиака на момент рождения каждого. При этом, возможно
ожидать проявления астропсихического резонанса. Иногда при этом рушатся
мосты. Возникает опасность использования астрологического зомбирования
для решения различных политических вопросов. Таким, образом, астрологическое воздействие, основанное на древних,
прошедших апробацию временем знаниях, отражающих существование геокосмических
связей, проявляется и в жизни человека и общества по крайней мере, как
психологический фактор. Это указывает на необходимость поисков возможностей
гармоничного характера космо-земных взаимодействий с психофизиологией
личности и общественным сознанием. Изучая психологические аспекты в астрологии следует выделить несколько
позитивных психотерапевтических моментов в индивидуальной астрологической
теории и практике. 1. Первый позитивный аспект заключается в том, что индивидуальные беспокойства
и проблемы межличностных отношений, проходящие по той или иной сфере
(ищи в себе) не вытесняются в подсознание, а выносятся во вне. Возникает
как бы эффект психологической очистки. Ведь, достаточно часто, различные
негативные мысли и чувства вытесняются в подсознательную область, где
образуют (свалку смердящих ментальных и эмоциональных отбросов) устойчивые
комплексы, явно или неявно негативно воздействующие на сознательную
область психики и мешающие нам жить. 2. Вынесенные на астрологические проекции психологические проблемы,
трансформируются в явную, четкую описанную символическим языком, проблему.
При этом она становится доступной для безболезненного обсуждения и анализа,
что лишает проблему магической силы, корни которой кроются в неявном,
неясном, необъяснимом. Здесь же проблема предстает в явном виде и получает
объяснение, что позволяет человеку, при желании, самому ее разрешить
в том или ином варианте. 3. Представляется возможность психологического эксперимента с проблематикой
в рамках проекции с целью определения алгоритма нейтрализации проблемы,
коррекции различных психологических функций. Например, комплексы различных страхов возникающие (прежде всего у детей)
при просмотрах фильмов-ужасов с вампирами, приведениями, насилием и
т.д., можно либо в вербальной (т.е. уничтожить словесно, высмеять и
т.д.), либо в визуальной (т.е. нарисовав на бумаге, например) проекции
их нейтрализовать (посадить в клетку, переселить к приятелю под подушку,
дорисовать, преобразив в добрые создания и т.д.). Также происходит и
при астрологическом психоанализе. 4. Создавать проекции, вносить в них изменения и контролировать развитие
т.е. осуществлять астрологический мониторинг психосферы личности значительно
проще, а главное тактичнее, чем анализировать и изменять личность непосредственно.
Хотя фактически, по сути это одно и тоже (Ведь жизнь это то, что мы
о ней думаем!). Но часто человек инстинктивно противится проникновению
и защищает свой внутренний мир от посторонних, и в то же время, позволяет
работать с проекцией этого внутреннего мира, не отождествляя ее с собой,
а справедливо считая делом рук астролога. К проекции можно отнестись
с недоверием (а к себе?) и т.д. Уже после анализа астрологических проекций
человек сознательно позволяет себе (или не считает это необходимым)
вносить какие-то изменения в свой внутренний мир в соответствии с анализируемой
проекцией - астрологической моделью психосферы. Некоторые изменения
при психоанализе вносятся в проекцию и непосредственно в психосферу
через внушение т.е. бессознательно. Таким образом, астрологический психоанализ позволяет разрешать психологические проблемы, обретать состояние душевного комфорта в различных сферах и успешнее достигать как внутреннего, так и внешнего благополучия в жизни. В этом проявляется психотерапевтическое значение анализа индивидуальных гороскопов. Несчастный, чем-либо обеспокоенный человек, как правило, несет эгрегор несчастья, неблагополучия и тревоги другим. Он заражает окружающих негативными мислями и эмоциями, снимая с себя часть проблем и перекладывая их на других. То есть статус психологической проблематики становится социальным. Впрочем и социальные беды и проблемы, в свою очередь, отражаются на каждом человеке. Чувствовать и поддерживать гармонию с внешним миром позволяет достижение состояния устойчивой внутренней гармонии и комфорта, понимание того, что счастье и радость - в вас самих. И астрологический психоанализ является одним из способов глубокого самопознания. |